Учителем не может быть тот,
кто не помнит собственного детства, кто не может легко и
свободно переноситься
в мир
ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Организуя
детей и родителей в процессе
учебной и воспитательной работы,
стараюсь создать для детей и родителей условия для проявления
человеческой
неповторимости, чтобы они приобрели умение
взаимодействовать, сотрудничать, сопереживать,
вступать в диалог друг с другом и со
взрослыми людьми.
К. Ушинский писал: «Педагогика – тончайшее творчество,
т.к. дети состоят из сплошных загадок, решать которые
придётся нам всю жизнь» и поэтому моя профессия –
Учитель.
Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверили мне
самое дорогое – своих детей, и моя обязанность – оправдать это доверие, а это
возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех
сторон, к чему я и стремлюсь. В своей работе одно из главных направлений я определила бы словами В.А.Сухомлинского: "Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью”. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в
процессе становления личности каждого человека. У обеих сторон есть свои
преимущества, свои достоинства, своя специфика и противопоставлять их не
следует. Но современные родители – это воспитанники нашей современной школы,
они и несут на себе её родимые пятна, её достоинства и недостатки. Как хочется
их сделать настоящими и искренними помощниками! Ведь от этого, как относятся к
школе родители, зависит и отношение к ней
детей.
Ребёнок
и общество, семья и общество, ребёнок и семья… Эти тесно связанные понятия
можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество.
Ребёнок вырос, стал сознательным членом
общества, создал семью, в которой опять родились дети ... Из этого можно сделать
вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и
порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. В
семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже
более чем наполовину сформирован как личность.
Я
считаю, что заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении
к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к
процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания,
сочувствия, созидания необходимых условий
для воспитательной деятельности родителей и учителей. Данная проблема становится
особенно актуальной в современном мире, где на первое место выступает проблема
преступности и насилия, и как следствие безнравственности. Необходимо в школе
воспитывать те нравственные качества, которые способны помочь непохожим людям
жить рядом, т.е. воспитывать толерантность.
Для ребёнка духовным
центром, нравственным основанием является семья, её ценности, отношения –
семейный уклад. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто
не знают, как это сделать. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь родителям
в проблемах воспитания.
Доброта, милосердие,
честность, порядочность, любовь к Родине, матери – вот те качества, которые я стараюсь
воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли ценность
человеческой культуры - в первую
очередь семейные, родовые отношения, которые связаны с особым вниманием к старшим, являющимися носителями мудрости.
У человека любого поколения - есть потребность узнать
свое прошлое : откуда мы? кто мы?
почему такие? в чем наши корни? какую дорогу мы прошли?
На уроках успешно использую исследовательскую работу. В 4 классе по предмету истоки при изучении темы «Моя
родословная» основными целями урока я определяю воспитание гражданина своей
страны, что благополучие семьи держится на взаимоотношениях детей и родителей, и что добрая воля и
совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке.
Интерес младшего
школьника к родословной семьи - это не просто экскурс в историю своих предков,
а попытка понять их жизнь.
Мои четвероклассники создали литературный
проект, «Мы низко кланяемся тебе, мамочка». Свою проделанную работу ребята
показали своим мамам на празднике, посвящённого «Дню Матери». Ребятами были
представлены презентации и видео ролики о своих мамах. Продекламированы собственные сочинения и стихи о мамах и
бабушках. Предоставлены вниманию гостей и учителей любимые семейные рецепты.
Проведён конкурс «Любимый мамин рецепт», в котором участвовали мамы ребят моего
класса. Праздник явился духовным восхождением, единением
учеников, родителей, учителей. Именно с 1 класса необходимо в интересной и
доступной для этого возраста форме учить вежливости,
доброте, заботе о других, воспитанию любви и уважения к близким людям,
стремлению помочь им, чтобы они приобрели умение взаимодействовать, сотрудничать,
сопереживать, вступать в диалог друг с другом и со взрослыми людьми. Традицией
стали в моих классах такие мероприятия: «Папа, мама, я – дружная семья», «День
Матери», «Рыцарский турнир», «А ну- ка, девочки, а ну – ка, мамочки!», театрализованные праздники, турпоходы совместно
с родителями.
На протяжении всей своей педагогической деятельности большое
внимание уделяю формированию традиций в
проведении родительских собраний. Это позволяет вызвать у родителей интерес к
собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Тщательно
подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по
значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и
пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему
ребенку стать счастливым. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского
комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители
приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках
и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.
От меня, от
первого учителя, зависит как
сложится школьная жизнь ребёнка. Я понимаю, что незримо присутствую в каждой
семье моих учеников и это заставляет
меня вольно или невольно быть неравнодушной не только к детям, но и к их
близким.
Завтра будет новый школьный день. Завтра в
классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников…